Доронино. Церковь Спаса Преображения. Тейковский район

Тема в разделе "Храмы нашей области", создана пользователем Та_Нюша, 1 апр 2018.

  1. Та_Нюша

    Та_Нюша Контент-редактор Команда форума ****

    ОРОНИНО. ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ, кон. 18 в.

    Находится на северной окраине ныне исчезнувшего села, на территории старинного кладбища (сохранилась надгробная плита 17 в.), на возвышенном берегу р. Санеба. Построена из кирпича в 1798 г. вместо прежней деревянной на средства помещика Шимановского и прихожан; первоначально была окружена оградой (утр.). Липовые посадки недалеко от церкви указывают на существование здесь некогда усадьбы. В 1882 г. на средства иваново-вознесенского фабриканта А.М. Гандурина при церкви была выстроена церковноприходская школа (не сохр.). Хороший пример распространенного в этом регионе типа храма, в котором барочная объемная композиция и силуэт сочетаются с элементами классицизма в декоре.

    Основной, подчеркнуто выделенный объем храма - восьмерик на двусветном четверике с высокой восьмигранной купольной кровлей - увенчан граненым барабаном с луковичной чешуйчатой главкой. К нему примыкают пониженные объемы чуть суженной трапезной (ранее имела две главки над приделами) и еще более узкого прямоугольного со скругленными углами алтаря. Трехъярусная колокольня у западной стены трапезной увенчана высоким шпилем на изогнутой гуськовой кровле. В основных гранях барабана прорезаны большие арочные окна. Объединяющую роль в этой живописной объемно-пространственной композиции играет гармоничное сочетание высоких, барочных по рисунку кровель и главок храма, апсиды, трапезной и колокольни.

    Построение фасадов в целом следует принципам классицизма. Основную роль играют плоские четырехпилястровые портики тосканского ордера с антаблементами и треугольными фронтонами на боковых фасадах четверика, а также двухпилястровые - на гранях первого и второго ярусов колокольни. Форма люкарн в кровлях храма и колокольни, раскреповка карнизов, характер обрамлений окон относятся к барокко.

    Эффектно пространственное решение интерьера: основной объем перекрыт высоким восьмигранным сомкнутым сводом с люкарнами и кольцом светового барабана; переход от четверика к восьмерику осуществлен с помощью конических тромпов. Апсида имеет коробовый свод с лотками над скругленными углами, в трапезной - лотковый свод с распалубками. Сохранились кубоватые решетки в окнах и кованые металлические створки. Фрагментарно сохранившаяся на своде и стенах четверика клеевая живопись - хороший образец классицизма нач. 19 в. На лотках свода в арочных обрамлениях были написаны сцены на слова "Отче наш", в тромпах изображены евангелисты; на стенах восьмерика и четверика - евангельские сцены. В основании свода и над окнами верхнего света написан гризайльный карниз с розетками и модульонами.
    07819_20100728_003047.jpg
     
  2. iov

    iov СВОИ ***

    А какую многоэтажку под монашеский корпус рядом выстроили...