Усадьба СТУДЕНЫЕ КЛЮЧИ Заволжский район

Тема в разделе "Усадьбы области.", создана пользователем Та_Нюша, 1 апр 2018.

  1. Та_Нюша

    Та_Нюша Контент-редактор Команда форума ****

    Усадьба Студеные Ключи вполне могла бы стать местом действия волшебной сказки или идеальной декорацией к старинным мифам. Окруженная со всех сторон множеством достопримечательностей, она стоит особняком среди множества усадеб Ивановской области. Усадьба расположена между полноводной Волгой, живописным заказником и старинной Кинешмой – с противоположного берега. Здесь, среди зелени лесов и лазурной водной глади, потомственный дворянин Николай Павлович Рузский в 1912 году начинает возводить усадебный комплекс в стиле неоклассицизма. Главный усадебный дом в Студеных Ключах был построен по проекту знаменитого архитектора Владимира Адамовича, ученика Федора Шехтеля.

    Даже несмотря на то, что усадьба в ее былом великолепии просуществовала недолго, здесь успели побывать многие великие люди. В Студеных Ключах выступал Шаляпин, Александр Островский, живущий неподалеку, назвал эти места «Русской Швейцарией», а сам хозяин усадьбы, состоящий в родстве с Лермонтовыми, навсегда вошел в историю России как выдающийся меценат, музыкант и коллекционер.

    Долгие годы усадьба находилась в удручающем состоянии. Но несколько лет назад ивановский предприниматель Александр Широков впервые увидел усадьбу во время путешествия и был очарован ей. Так у Студеных Ключей появился новый заботливый хозяин. Усадьба была восстановлена практически из руин.

    Усадебный комплекс в Студеных Ключах и большинства историков и туристов ассоциируется с роскошным дворцом и парком в стиле неоклассицизма, который мы видим здесь и по сей день. Но усадьба не всегда имела такой парадный, монументальный облик. В середине XIX века на урочище «Гребень», расположенном на современной территории усадьбы, был возведен небольшой каменный дом. Однако, это строение не сохранилось до наших дней.

    Активное развитие усадьбы началось в 1912 году, когда ее приобрел Николай Павлович Рузский. Николай Павлович состоял в родстве с представителями Острожниковской линией рода Лермонтовых по отцовской линии. Он, как и подобает наследнику известной дворянской фамилии, получил блестящее образование. Рузский с достоинством служил в Ахтырском драгунском полку и построил завидную карьеру на государевой службе. Николай Павлович в раннем возрасте открыл в себе предпринимательский талант. Он был директором нескольких свеклосахарных и рафинадных заводов, возглавлял Петербургское общество страхований, владел пароходством на Волге и входил в число совета директоров преуспевающего торгово-промышленного банка в Петербурге. Вскоре Рузский стал одним из самых богатых людей в России.

    В 1912 году он начал создавать шикарный усадебный комплекс на живописном берегу Волги, напротив Кинешмы. Благодаря особенностям местной природы и наличию большого количества родников с кристально чистой водой, Рузский дал название собственной усадьбе – Студеные Ключи.

    Главный усадебный дом в расцветающей усадьбе был возведен по проекту Владимира Адамовича в стиле неоклассицизма. Особняк стал результатом уникального творческого тандема знаменитого архитектора и щедрого заказчика, обладающего идеальным вкусом. Сперва в Студеных ключах были сооружены флигель и конюшня. Они располагались вдоль главной аллеи, идущей параллельно Волге. Вскоре в усадьбе были возведены другие хозяйственные постройки, включая дома для слуг и гувернанток и оранжереи.

    Смысловым и фактическим центром усадебного комплекса стал прекрасный дом-дворец. По красоте и совершенству архитектурных форм он не уступал известным столичным особнякам. Главный дом расположился на пересечении двух главных аллей: той, что шла параллельно Волге и той, которая пересекала ее перпендикулярно. Перпендикулярная аллея выполняла функцию подъездной. Она вела к северному фасаду усадебного дома и парадному полукруглому двору. Южный фасад дома обращен к Волге. От дома к реке спускался пейзажный парк.

    Главный дом в планировке имеет трехчастную композицию: он представляет собой центральную часть и два боковых флигеля. Центральный объем дворца украшен мезонином, который заканчивается небольшим изящным куполом. Перед южным фасадом расположена обширная терраса, от которой открывается прекрасный вид на Волгу и пейзажный парк. От террасы к Волге спускаются лестницы. Вторая терраса, декорированная шестью тосканскими колоннами, имеет полукруглую форму. Она расположена в центре западного фасада дома.

    Возвращаемся во дворец. Его центральным парадным помещением был большой зал с выходом на террасу с крупными арочными окнами. Зал был декорирован причудливыми карнизами, в нем располагался красивый камин.
    По сторонам от зала были расположены гостиные, имеющие в плане Г-образную форму. Все гостиные были расчленены парой колон и носили типовую для этого дома планировку. Нетипичной в плане была лишь восточная гостиная с эркером.

    Усадьба в Студеных Ключах была технически оборудована с учетом всех достижений прогресса того времени. Так, для того, чтобы обеспечивать потребность комплекса в электричестве, хозяева распорядились построить здесь собственную электростанцию.

    В первозданном виде усадьбе удалось просуществовать всего лишь шесть лет. После революции ее, как и большинство усадеб России, постигла тяжелая участь. Николаю Павловичу пришлось навсегда покинуть свой родной дом. Усадьбу национализировали в 1918 году. В разное время здесь находились: детская колония, санаторий для трудящихся, эвакуационный госпиталь, больница, одно из помещений химического завода. В 1980 годы, когда началось строительство моста через Волгу, усадьба была передана мостостроителям.

    Несмотря на то, что в 1971 году усадьба была поставлена на учет как памятник архитектуры и садово-паркового искусства, долгое время она находилась в удручающем состоянии.
    В 2000-х годах состоялась первая попытка отдать комплекс в частные руки, которая не увенчалась успехом. Собственник не выполнил договорных обязательств по реконструкции и поддержанию усадьбы в надлежащем виде. Это сильно «ударило» по состоянию усадьбы, которое на тот момент и так было крайне удручающим.
    рошло пять лет. Студеные Ключи возродились из руин. Так, за несколько лет усадьба приобрела свой прежний вид. Главный усадебный дом был полностью отреставрирован: завершена внешняя отделка, дело остается только за внутренним убранством. Восстановлена и прекрасная терраса, и лестницы. Масштабный проект парка, который по своей красоте планирует сравняться с красивейшими парковыми ансамблями России, постепенно воплощается в жизнь. Александр Широков будет признателен каждому, кто поможет ему найти как можно больше старинных фотографий парка и интерьеров усадебного дома, чтобы как можно более исторически верно их восстановить.
    Уже сейчас в усадьбе проводятся фестивали, конференции и научные мероприятия. Новые хозяева усадьбы будут стараться, чтобы в самом ближайшем будущем жизнь в Студеных Ключах начала бить с максимальной силой.
    4.jpg 3.jpg 2.jpg 5.jpg 1.jpg